Мы взяли интервью у интереснейшего человека с нашей кафедры. И это Шильников Кирилл Евгеньевич! Он рассказал про свою научную деятельность, проектную практику и многое другое.
Здравствуйте! История моего поступления началась достаточно рано. Мой отец — математик. И с детства мне что-то такое прививалось. Технические науки мне давались легко. В старших классах я пошёл в лицей информационных технологий с углубленным изучением математики. Потом, как и многие, в 11 классе я ездил по олимпиадам.
В те времена, ну и сейчас в принципе, кафедра №31, тогдашнего факультета Т, была широко известна, поэтому я и решил сюда поступить. Она отвечала моим требованиям. Мне было важно, чтобы была сильная математика, но при этом чтобы она не была сухой, а была разбавлена значительным количеством теоретической физики. То, что можно было прикладывать к жизни.
Учился я более-менее нормально. Троек у меня не было. Старался, чтобы за сессию у меня было примерно половина пятерок. Не то, чтобы эта была первоначальная цель. Скорее это была попытка оценить себя. Сложности, конечно, были. Некоторые предметы не давались вообще, а именно химия. Как правило трудолюбием и упорством пытался это преодолевать, вроде, получалось :).
Несколько раз я менял тему своих исследований. Когда я учился, исследования проходили в рамках учебно-исследовательской работы. Начинал я в группе профессора Крянева Александра Витальевича (посмотреть интервью с ним вы можете здесь). Он занимается методами обработки данных, в том числе неопределённых, а также методами восстановления, прогнозирования данных в экономике и ядерной физике. Мне тогда это было очень интересно. Дошли до того, что мы занимались восстановлением данных внутри активных зон ядерных реакторов по данным счетчиков.
На 4 курсе Кудряшов Николай Алексеевич (заведующий кафедры прикладной математики) читал нам курс нелинейных уравнений в частных производных. И в рамках этого курса им была предложена идея поработать в научной области и написать статью по тому материалу, который мы проходили. Я согласился, мы попробовали. После он предложил продолжить работу вместе с ним в рамках его научной группы. Сам Николай Алексеевич занимается аналитической теорией дифференциальных уравнений. В его группе мы уже занимались теорией точечных вихрей, их устойчивостью. И именно устойчивости стационарных систем точечных вихрей была посвящена моя дипломная работа. Если по-простому, когда вы выдираете пробку из ванны, то это тоже вихрь. С другой стороны, на поверхности Юпитера вихри кругом, и они образуют там правильные структуры.
Далее начался этап написания моей кандидаткой работы в рамках обучения в аспирантуре. Я снова изменил тему своих исследований и начал занимать численным моделированием и оптимизацией операций задачи криохирургии. Это один из перспективных методов лечения раковых заболеваний, когда область под действием жидкого азота и очень низких температур вымораживают. Там образуется лёд, который разрывает злокачественные клетки. Но возникает такая ситуация, что, во-первых, там происходит нетривиальная физика, а, во-вторых, если очень неаккуратно к этому подойти, то можно задеть прилегающие здоровые ткани, и пациенту будет плохо. Главной задачей было создание эффективного и качественного способа моделирования, чтобы можно было предсказывать результаты криогенного воздействия на опухоли и, соответственно, разработка алгоритмов по оптимизации этого воздействия, т.е. расположения крионаконечников, выбор оптимальных температур.
Я продолжил заниматься этой же темой и после аспирантуры, так как остались еще не закрытые вопросы. Мы сделали пару хороших моделей, но не так давно, полгода назад, столкнулись со сложностью: при создании достаточно точной и подробной модели погрешность расчетов была уже существенной. Поэтому мы решили изменить вектор своего исследования на разработку более точных вычислительных схем, основанных на решении предложенных математических моделей на подвижных сетках.
Здесь есть некоторые особенности. В начале было достаточно непривычно, потому что на первом курсе у студентов еще нет хорошей математической базы, чтобы заниматься более-менее серьезной научной деятельностью.
Мне в этом отношении повезло несколько больше, так как достались достаточно сильные студенты. На тот момент у них был большой багаж знаний, который им помогал в исследованиях, и, конечно, трудолюбие и упорство (ведь нужно читать стороннюю литературу). Мы с ребятами занимаемся качественным анализом динамических систем. Они хотели программировать, поэтому мы договорились, что, с одной стороны, я их заставляю изучить что-то из теории дифференциальных уравнений, а с другой стороны, они программируют.
Есть одна короткая история, которая повторяется со мной раз в два года на экзамене по математической физике. Кто-нибудь из студентов мне рассказывает про задачу «штурмана Вилли», но её поймут ребята со старших курсов (Задача Штурма — Лиувилля. Смысл задачи состоит в отыскании нетривиальных решений).
Пытаюсь, конечно, этого не допускать. Я люблю, когда студенты задают вопросы, но когда случается такое, что я не знаю ответа на вопрос, я либо начинаю усиленно думать «здесь и сейчас», либо говорю, что я подумаю, но и вы подумайте тоже. И всегда надеюсь, что на следующем семинаре меня спросят об этом. К сожалению, бывает такое, что меня не спрашивают, но тогда я оставляю этот вопрос на экзамен 😊.
Во-первых, хотелось бы пожелать удачи студентам, чтобы они поняли, что именно хотят получить. Во-вторых, трудолюбия и усердия, потому что в начале, скорее всего, будет сложно, и вполне вероятно, что и дальше легче не будет. Советую не искать легких путей, а пытаться оставаться честным и порядочным студентом.